- С начала месяца сотни тракторов блокируют 8 автомагистралей, ведущих в столицу Франции: фермеры, разбившие лагерь в 30 км от Елисейских Полей, хотят напомнить парижанам, откуда берутся продукты на полках супермаркетов.
Сектор, привыкший к непомерным привилегиям, предчувствует упадок.
- За последние 20 лет доля сельского хозяйства в мировом масштабе сократилась более чем на треть. На столько же уменьшился и вес фермерства в ВВП.
На выращивание продуктов питания сейчас приходится всего 1,4% от общего объёма европейской экономики – меньше, чем на складские услуги, необходимые для доставки посылок с Amazon.
- В этом секторе по-прежнему доминируют семейные предприятия: большинство ферм размером меньше 5 га.
- К тому же профессия стареет: треть руководителей старше 65 лет.
В мире TikTok и ChatGPT никакие субсидии не могут привлечь молодёжь к работе, которая предполагает вставание на рассвете 6 дней в неделю и копание в навозе.
- К каждому евро субсидий прилагается куча бумаг для заполнения, а «зелёные» правила бьют по карману, пока политики вовсю заключают сделки, позволяющие импортировать дешёвое продовольствие из стран, где забота об экологии не является приоритетом.
- Так или иначе, европейская публика любит профессию, которая фигурирует в большинстве семейных родословных.
Аграрный популизм уже показывает свой потенциал на избирательных участках: в марте прошлого года партия фермеров в Нидерландах, где лишь 2,5% рабочей силы заняты в сельском хозяйстве, получила 19% голосов на региональных выборах.
- Уступки не заставили себя ждать: планируемое повышение налогов на топливо, используемое фермерами, было отменено во Франции и отложено в Германии; торговое соглашение с Южной Америкой было брошено под трактор после всего лишь двух десятилетий переговоров; льготы на импорт украинского зерна, которые особенно раздражали фермеров из соседних стран, постепенно сворачиваются.
Жизнь европейского крестьянина становится чуть менее невыносимой – по крайней мере, пока.