- В начале 2000-х, когда Китай интегрировался в глобальную торговую систему и начал поставлять дешёвые товары за рубеж, многие промышленники развитых стран потеряли работу из-за конкуренции.
Этот «китайский шок» с тех пор винят во всем – от роста смертности среди рабочего класса до избрания Дональда Трампа президентом США.
- Сейчас китайские автопроизводители переживают удивительный подъём, и в мире закономерно усиливается страх перед новым разрушительным потрясением.
В октябре Европейская Комиссия начала расследование в отношении китайских автомобилей. США рассматривают возможность повышения тарифов на них, хотя американские автопроизводители на сегодняшний день наиболее защищены от конкуренции.
- Западные политики только рады свалить вину за сокращение рабочих мест на «происки коммунистов», распространяя мнения о том, что субсидированное государством китайское производство несправедливо отправляет их рабочих на свалку.
- Субсидии в Китае, безусловно, имеют место быть.
С момента запуска программы «Сделано в Китае» КПК осыпает автопроизводителей кредитами, вливаниями в акционерный капитал и госконтрактами, в дополнение к выкупу технологий у совместных с западными производителями предприятий. По некоторым оценкам, в конце 2010-х годов общие государственные расходы Китая на промышленность составляли около трети от всего объёма продаж.
Спрос на электрокары будет только расти
- Всего 5 лет назад Китай поставлял лишь четверть от объёма автомобилей, поставляемого Японий, которая в то время была мировым лидером в этой области. В 2023 году этот показатель, по предварительным оценкам, превысил 5 млн единиц, что выводит Китай на первое место.
Крупнейший китайский автопроизводитель, компания BYD, по продажам в IV квартале 2023 оставил Tesla далеко позади.
- Китайские электромобили настолько хороши и, что самое главное, дёшевы, что сегодня единственным реальным ограничением для их экспорта является лишь нехватка судов для их перевозки.
- К 2030 году Китай, вероятно, сможет удвоить свою долю на мировом рынке, покончив с господством национальных чемпионов Запада, таких как Ford, Toyota и др.
- Всё же, блокирование импорта выглядит большой ошибкой перед лицом потенциальной выгоды от поставок полностью готовых, умных, дешёвых и экологичных автомобилей.
В 2023 году от 16 до 18% новых автомобилей, проданных по всему миру, были электрическими.
- Автомобильный рынок стремительно меняется, независимо от того, готовы ли к этому гиганты Запада.
Подобно тому, как первый «китайский шок» стал причиной сокращения рабочих мест в обрабатывающей промышленности (большая часть которого объяснялась технологическим прогрессом), так же теперь – существует опасность спутать давно назревшие перемены, вызванные глобальным переходом на электродвигатели, с влиянием Китая.
Почему бум китайских автомобилей выгоден
- Прежде всего, автомобили относятся к категории крупных покупок – на них приходится большая доля потребительских расходов.
Дешёвые машины оставляют в карманах потребителей больше денег, которые можно потратить на другие товары.
- Помимо этого, переход на китайские электромобили положительно сказывается на экологии.
Самая бюджетная модель BYD стоит порядка $12 000, по сравнению с $39 000 за самую дешевую Tesla, что сравнимо по цене с автомобилями, оснащёнными ДВС.
А что насчет рисков?
- Есть мнение, что угроза для промышленности со стороны дешёвого импорта сильно преувеличена.
Наличие автомобилестроительной отрасли, которой многие страны традиционно гордятся, однозначно, не является определяющим фактором экономического роста. К примеру, в Дании (с одним из самых высоких уровней жизни) нет ни одного автоконцерна.
- Один из законов экономики гласит, что конкуренция из вне подстёгивает местные компании развиваться. Поэтому политикам следует обуздать свои протекционистские инстинкты и беспокоиться только в том маловероятном случае, если западные автопроизводители совсем развалятся.
В конце концов, если Китай хочет тратить деньги собственных налогоплательщиков на что-то выгодное для глобальных потребителей и развитие «зелёной» энергетики, следует сказать ему спасибо.