Вполне возможно, что Россия не восполнит большую часть газовых прибылей, которые она когда-то получала.
- Несмотря на то, что лишь 20% доходов в бюджет РФ от экспорта углеводородов приходится на газ и Москва продолжает продавать нефть по высоким ценам, успешно обходя санкции, это не будет продолжаться вечно.
МЭА, официальный прогнозист спроса и предложения на энергоресурсы, ожидает, что пик спроса на нефть придётся на текущее десятилетие, и прогнозирует дальнейший рост спроса на газ как более экологически чистое топливо с началом «зелёного» перехода.
Поэтому возобновление продаж газа так важно для России, и сейчас у неё есть 2 возможных пути: Строить новые газопроводы или наращивать экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
- Что касается первого варианта, перенаправить те объёмы, которые когда-то поставлялись в Европу по «Северным потокам», будет непросто.
- Россия уже вовсю эксплуатирует «Силу Сибири» – новый маршрут, соединяющий её газовые месторождения с промышленными регионами на востоке Китая. В следующем году объём поставок по нему будет, предположительно, равен 38 млрд м3.
- Линия «Сила Сибири-2», которая, по плану, должна пройти через Алтай, сможет поставлять ещё до 50 млрд м3 ежегодно.
По прогнозу, потребность Китая в природном газе будет достигать 600 млрд м3 в год, и Россия надеется покрыть 1/6 часть этих запросов.
Сложность лишь в том, что Пекин, одержимый идеей энергетической безопасности, пока сомневается в том, действительно ли ему нужна «Сила Сибири-2».
- Переговоры с Москвой по этому проекту зашли в тупик ещё в 2006 году: Тогда страны заключили более 10 различных соглашений и меморандумов о будущих поставках, которые так и не были реализованы в полной мере.
По тем договорённостям планировалось к началу 2011 года начать экспортировать в Китай до 80 млрд м3 газа ежегодно по 2 маршрутам: вокруг озера Байкал в восточные провинции по «Силе Сибири» и через Алтай – в западные по «Силе Сибири-2», однако в 2022 году объёмы поставок составили всего 15,5 млрд м3, или примерно впятеро меньше заявленного ранее, а Алтайский маршрут, более выгодный для России, и вовсе был поставлен на паузу.
За более чем 15 лет Россия и Китай так и не смогли договориться, и сторонам ещё предстоит устранить немало противоречий, главное из которых – цена.
- Средняя стоимость европейских контрактов Газпрома составляет сейчас порядка $320 за 1 000 м3 газа, и Москва ориентируется на эти цифры. В то же время, Китай предлагает брать за основу те цены, по которым он получает газ из Средней Азии – они примерно на $100 ниже.
По данным Министерства экономики РФ, средняя цена экспорта газа из России в Китай к 2027 году составит $257 за м3.
Неприятная правда в том, что Москва – далеко не единственный партнёр Пекина в газовых отношениях.
- Лидерство по объёмам поставок в настоящий момент удерживает Туркменистан, значительно опережая Россию. На третьем месте – Мьянма, следом за ней – Казахстан и Узбекистан.
При этом Мьянма продаёт Китаю газ по самой высокой цене, а Россия – по самой низкой.
Газопровод «Сила Сибири», проложенный в суровых условиях, имеет большую логистическую ценность для Китая, но российский газ обходится ему дешевле всего, поскольку наличие разных поставщиков позволяет Пекину торговаться с позиции силы.
- Достаточно вспомнить те условия, в которых шли переговоры между двумя странами в 2014 году, когда у Москвы возникла острая необходимость в диверсификации покупателей: Именно в тот момент было подписано историческое соглашение о строительстве первой «Силы Сибири», при этом от более удобного для Российской стороны второго газопровода Пекин тогда отказался.
Маршрут через Алтай уже имел готовую инфраструктуру – оставалось только дотянуть трубу до границы с Китаем, – но с той стороны уже была проведена магистраль из Туркменистана.
Строительство «Силы Сибири» обошлось России в $55 млрд, с тех пор этот проект принёс в казну не более $6 млрд.
- Таким образом, чтобы выручка сравнялась с инвестициями, номинально потребуется ещё не менее 10 лет, и, ещё, возможно, столько же, чтобы окупить вложения в «Силу Сибири-2», если проект всё-таки будет завершён.
К тому же, Пекин может снова навязать Москве невыгодную сделку.
- Второй вариант – увеличение экспорта СПГ – выглядит более перспективным.
К 2030 году Россия намерена нарастить производство сжиженного газа до 100 млн тонн и занять 20-процентную долю на этом рынке.
- Тем не менее, модернизация предприятий и транспортные мощности потребуют импортных товаров с Запада, которые из-за санкций стали недоступны.