Почему одни страны богаты, а другие бедны?

Почему уровень жизни человека определяется не его талантом или трудолюбием, а тем, где он родился? Этот вопрос, полный детского любопытства, на сегодняшний день, является центральным в экономической науке.


Лауреаты премии Sveriges Riksbank, которую ещё называют Нобелевской премией по экономике, попытались разобраться в причинах успеха и неудач наций.

  • Исторически сложилось так, что в большинстве моделей экономического роста основное внимание уделялось накоплению факторов производства – труда, капитала, технологий и идей.

Чем больше капитала приходится на одного работника и чем продуктивнее он используется, тем богаче становится общество.

  • Тем не менее неясно, как именно одним странам удалось накопить больше этих факторов, чем другим.

Д. Асемоглу, С. Джонсон и Д. Робинсон утверждают, что всё зависит от качества управления. Согласно их модели, экономическое развитие стимулирует либерализм, а не наоборот.

В 2001 году они опубликовали исследование под названием «Колониальные истоки сравнительного развития», ставшее одним из самых цитируемых в экономической науке.

Вас может заинтересовать: Британские учёные доказали, что экономика сыграла роль в образовании первых государств... Подробнее 

В своей работе они выдвинули теорию институтов, разделив их на инклюзивные (те, которые пытаются разделить блага и поощряют инвестиции в человеческий капитал) и экстрактивные (те, где небольшая группа отбирает ресурсы у остального населения).

Рассмотрим пример африканской Ганы: При британской администрации вся инфраструктура в стране предназначалась для удовлетворения потребностей метрополии, а местные фермеры, выращивающие какао, были вынуждены продавать свою продукцию через контролируемый британцами совет по сбыту, который поддерживал низкие закупочные цены, однако после обретения страной независимости ситуация не улучшилась. Совет продолжал использоваться как система извлечения богатства, но уже в интересах местной элиты, которой колонизаторы делегировали управление.

  • Так, по их мнению, богатые колонии XVI века с развитыми цивилизациями стали одними из самых бедных государств в современную эпоху потому, что там уровень смертности среди европейских поселенцев, вызванный их неприспособленностью к местным болезням, был крайне высоким, и колониальные державы эксплуатировали преимущественно труд аборигенов и привозных рабов, избегая полномасштабного присутствия.
  • В то время, как низкий уровень смертности в других колониях, таких как Северная Америка или Австралия, означал более высокое количество европейских поселенцев, предлагая им шанс разделить богатство между большим количеством людей (за исключением коренного населения).

Конечно, примеры чёткого разделения на инклюзивные и экстрактивные институты в истории найти непросто. К примеру, Южная Корея, которую исследователи противопоставляют Северной, также развивалась в условиях военной диктатуры, а возвышение Соединённых Штатов сочетало демократию и право частной собственности с рабством.

  • Тем не менее, несмотря на споры об исторической конкретике, исследования лауреатов, несомненно, позволили экономике развития отойти от абстрактных моделей и теорий, предполагающих неизбежный, детерминированный путь к модернизации, основанный на исторически необычном опыте Западной Европы.

Актуальное

Ташкент
туман
9 ° C
9 °
9 °
93 %
0kmh
100 %
Чт
12 °
Пт
15 °
Сб
16 °
Вс
15 °
Пн
15 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы