С тех пор как в 2007 году появился первый iPhone, приложения по-прежнему являются наиболее популярным порталом в цифровой мир.
- На мобильные устройства приходится до 65% интернет-трафика. По всему миру ими ежемесячно пользуются около 3,5 млрд человек.
Пользователи проводят в приложениях около 5 часов в день – примерно треть своей бодрствующей жизни.
- Магазины приложений, которые их распространяют, являются крайне прибыльным бизнесом для технологических титанов, чьи операционные системы iOS и Android работают на подавляющем большинстве мобильных устройств.
Сколько зарабатывают магазины приложений
Apple и Google зарабатывают деньги разными способами: Наибольшая прибыль поступает от сборов с продаж цифровых товаров, таких как модные наряды для персонажей видеоигр.
Магазины также берут свою долю с подписки на платные приложения.
- Аналитики Sensor Tower подсчитали, что в прошлом году Apple получила $27 млрд, а Alphabet (Google)– $13 млрд только от этих видов комиссионных, также они заработали по несколько миллиардов долларов, продавая рекламу, которая появлялась рядом с результатами поиска в магазинах приложений.
- Это может показаться не так уж много по сравнению с суммарным доходом компаний, составившим в прошлом году около $700 млрд, однако операционная маржа этих операций доходит до 80%, что не может не привлекать пристального внимания регуляторов.
Какие вводятся ограничения
Для регулирующих органов запросы на удаление приложений из магазинов – единственный доступный метод давления на корпорации.
В прошлом году, к примеру, Apple удалила на этом основании 1474 приложения, по сравнению с 558 в 2019.
- В апреле правительство Китая потребовало удалить из местной версии App Store некоторые мессенджеры, включая WhatsApp и Telegram, а Байден подписал закон, который заставит американские магазины приложений запретить TikTok, если его китайский владелец не прекратит свою деятельность в США в течение 9 месяцев.
Неприемлемый контент, который служит основным поводом для жалоб, – далеко не главная причина повышенного внимания к магазинам приложений: На этом рынке существует явная дуополия, и многие разработчики приложений этим недовольны.
- В 2019 году сервис потоковой музыки Spotify подал жалобу на App Store за то, что магазин запретил ему сообщать клиентам, что те могут получить более низкую цену, оформив подписку вне приложения, в результате ЕС наложил на Apple штраф в размере $2 млрд.
- Компания Epic Games также подавала в суд на Alphabet в Америке, и в декабре прошлого года присяжные встали на её сторону, придя к выводу, что магазин Google Play действует как незаконная монополия.
Недавний закон ЕС о цифровых рынках (DMA) заставил технологические компании разрешить использование альтернативных магазинов приложений в своих операционных системах.
- 17 апреля альтернативный магазин Alt Store стал доступен в Европе.
На данный момент в нём есть всего 2 приложения: Одно позволяет играть в игры, созданные для консолей Nintendo, другое – управлять фрагментами текста в буфере обмена.
- Возможно, усиление конкуренции будет иметь положительный эффект, например, снижение тарифов, однако, большинство экспертов указывают на возможные подводные камни в виде ошибок и вредоносных программ, но, прежде всего, стоит отметить, что сами пользователи в большинстве своём равнодушны к альтернативным магазинам.
Телефоны на базе Android всегда допускали наличие альтернатив, однако серьёзных конкурентов у Google Play за всё это время так и не появилось.
Засилье лаунчеров: На очереди смартфоны
Те, кто высоко ценят удобство универсальных магазинов приложений, не особо жаждут перемен.
- Среди прочего, пользователей мобильных устройств беспокоит перспектива того, что их смартфоны и планшеты вскоре могут превратиться в свалку различных магазинов, как это уже происходит с компьютерами.
- К примеру, те, кто играет в различные игры на ПК, с недавних пор отмечают одну специфическую проблему: Огромное количество т.н. лаунчеров – приложений для запуска игр, аналогов таких платформ как Steam, Origin и т.д.
При этом каждое собирает персональные данные, требует обновлений, нагружают систему, но главное – избежать их использования легальными способами невозможно.
- С одной стороны, то, что у всех более-менее крупных издателей появилась возможность не платить огромные проценты корпорациям – это хорошо – для их бюджетов, но как это в итоге скажется на пользовательском опыте, нам только предстоит узнать.