В 2013 году на ежегодной конференции Института Милкена в США в ходе дискуссии между влиятельными фигурами Кремниевой долины инвестор-миллиардер Питер Тиль задал справедливый и на сегодняшний день вопрос: как можно быть технооптимистом, если пока что главное достижение прогресса – это смартфон?
На подходе другие важные открытия, которые должны были бы вызвать не меньший общественный интерес.
В прошлом месяце в Южной Корее ученые объявили о создании первого в мире сверхпроводника, работающего при комнатной температуре и давлении, – материала, похожего на камень, известного под названием LK-99.
Поскольку результаты исследования ещё не были рецензированы, вначале сообщение об открытии было встречено скептически. По мнению учёных из Пекинского университета, первоначальный ажиотаж может оказаться избыточным. Тем не менее, если LK-99 действительно существует, то, по мнению учёных, его повсеместное использование поможет уменьшить потребление электричества и открыть «новую эру для человечества».
Также стало известно, что американские учёные во второй раз добились «чистого прироста энергии в термоядерной реакции». Это значительно укрепляет позиции сторонников атомной энергетики, однако, чтобы люди увидели и осознали преимущества прогресса, науке нахватает хорошего маркетинга.
К примеру, языковые модели вроде ChatGPT существуют уже много лет, но рядовой потребитель узнало них только тогда, когда ему показали их в действии. Сейчас практически каждый, кто регулярно пользуется интернетом, понимает преимущества искусственного интеллекта, но также осознаёт возможные угрозы, которые он в себе таит.
Предполагается, что влияние любой новой технологии на общество должно быть тщательно изучено. Генеральный директор OpenAI не раз подвергается жёсткой критике со стороны законодателей и общественности за потенциальное влияние ИИ на рабочие места и дезинформацию.
Страх перед прогрессом вполне естественен, но не всегда оправдан.
Современный мир науки разделился на два лагеря, в которых можно и нельзя добиваться результатов. Венчурный капиталист Марк Андреессен в одном из своих подкастов отметил, что «мир байтов», то есть интернет, совершил ошеломляющий скачок вперёд, в то время как «мир атомов» десятилетиями пребывает в застое: «Когда вы садитесь в машину или включаете что-то в розетку, вы всё ещё как будто в пятидесятых».
По мнению Андреессена, инновации в атомном мире могут оказаться даже более значимыми, чем инновации в цифровом мире, и именно поэтому на строительство атомных электростанций вводятся повсеместные запреты.
Такая стагнация, по его словам, отчасти объясняется тем, что, когда новая технология взаимодействует с социальными системами, она «угрожает разрушить устоявшийся порядок вещей». Стоит только представить, как много денег потеряют производители ископаемых видов топлива, если весь мир перейдёт на «зелёную» энергию, всё становится понятно.