Обман клиентов и кредиторов, сговор с целью совершения мошенничества с ценными бумагами, отмывание денег и взяточничество. По этим и другим пунктам Бэнкману-Фриду в сумме грозит до 110 лет лишения свободы.
Обвинители утверждали, что он и его соучастники использовали хедж-фонд Alameda Research для присваивания денег клиентов FTX, в то время как защита утверждала, что Бэнкман-Фрид просто ничего не знал и виноваты его соучредители, в том числе Кэролайн Эллисон, бывшая подруга и председательница совета директоров фонда, а также программисты Гарри Ванг и Нишад Сингх.
Все члены группы жили и работали вместе в пентхаусе на Багамах, который служил офисом для обеих компаний.
Взлёт и падение FTX
В период своего расцвета биржа FTX была одной из крупнейших в мире и имела миллионы клиентов. Её считали будущим криптовалют.
Всё изменилось 2 ноября 2022, когда издание CoinDesk опубликовало утечку баланса Alameda, откуда следовало, что фонд, основанный Бэнкманом-Фридом, не имел практически никаких активов, кроме придуманных им же неликвидных токенов.
Напуганные клиенты начали массово выводить свои средства с биржи, но в какой-то момент их заявки перестали удовлетворять.
Когда было объявлено о банкротстве FTX, на балансе оставалось порядка $8 млрд. клиентских денег.
Впоследствии появились различные версии того, что произошло, но большинство доказательств были обнародованы в ходе судебного процесса вышеупомянутыми инсайдерами фонда.
Некоторые из них давали показания в сотрудничестве со следствием, уже признав себя виновными в мошенничестве.
Сэм Бэнкман-Фрид и компания
В 2014 году одарённый математик Сэм Бэнкман-Фрид окончил Массачусетский Технологический Институт, после чего устроился трейдером в престижный фонд Jane Street Capital.
В 2017 ему представилась возможность создать собственную компанию, которая использовала арбитражные возможности на криптовалютных рынках. Он назвал её Alameda Research.
К созданию фонда Бэнкман-Фрид привлёк своего старого друга программиста Гарри Ванга. Также он нанял знакомого кодера Нишада Сингха и Кэролайн Эллисон.
Эта часть истории остается неизменной независимо от рассказчика, но дальше пути повествования расходятся.
Троица Эллисон – Ванг – Сингх, давшие показания в суде в пользу обвинения, утверждают, что их общий друг Бэнкман-Фрид с самого момента создания FTX в 2019 году считал компанию «источником капитала» для Alameda.
Ванг утверждает, что по его указанию он написал код, который позволял Аламеде иметь отрицательный баланс, то есть выводить с биржи FTX суммы, превышавшие стоимость её активов.
По сути, FTX выдавала Аламеде кредиты за счёт криптовалютных вкладчиков биржи.
Предполагается, что депозиты клиентов неприкосновенны, но Бэнкман-Фрид с партнёрами заимствовали эти деньги для своих целей.
Сам Бэнкман-Фрид заявил, что имел лишь смутное представление о привилегиях фонда и считал их необходимыми для функционирования всей системы, особенно в первые годы, когда Alameda была крупнейшим маркет-мейкером на бирже FTX.
Такое оправдание могло бы устроить присяжных, но следующие аргументы подрывают эту версию:
- Кэролайн Эллисон, рассказала о том, как фонд выводил серьёзные деньги с биржи.
Впервые это произошло, когда Бэнкман-Фрид захотел выкупить долю в FTX, принадлежавшую конкурентам, стоимостью $1 млрд.
Гендиректор Binance Чанпэн Чжао приобрёл 20% акций FTX за $100 млн. через полгода после того, как Бенкман-Фрид и Ванг основали компанию.
- По словам Эллисон, она предупредила Бэнкмана-Фрида, что у Аламеды нет таких денег и что придётся взять взаймы у FTX, на что тот ответил: «Всё в порядке, я думаю, это действительно важно».
- В конце 2021 года Эллисон, также предупреждала, что, если стоимость активов упадёт, при условии, что они всё ещё будут испытывать трудности с привлечением инвестиций, вернуть долги будет «практически невозможно».
Спустя полтора года выяснилось, что она была права.
- Сингх, в свою очередь, дал подробные показания о «чрезмерных» расходах компании.
В частности, выяснилось, что около $1 млрд. было потрачено на маркетинг, включая спонсорские контракты и рекламу на Super Bowl.
- По словам самого Сингха, когда он осознал, что они вывели около $13 млрд. клиентских денег, большую часть которых невозможно вернуть, он был в ужасе, на что Бэнкман-Фрид, развалившись в шезлонге, ответил: «Ну да, у нас немного не хватает средств».
Ожидается, что Бэнкман-Фрид будет обжаловать приговор. «Мы уважаем решение присяжных, но мы очень разочарованы результатом», – говорится в заявлении его адвоката.