Четыре из пяти крупнейших компаний, занимающихся контейнерными перевозками, на прошлой неделе приостановили рейсы по маршрутам в Красном море из-за участившихся атак боевиков на торговые суда.
Баб-эль-Мандаб – узкий пролив между Африкой и Аравийским полуостровом, через который обычно проходит порядка 12% мирового объёма торговли, – стал опасной зоной.
Удары Хуситов – группировки, получившей контроль над столицей и стратегически важным западным побережьем Йемена в ходе гражданской войны, – продолжаются уже несколько недель.
В пятницу 15 декабря в сторону судна Palatium III, шедшего под флагом Либерии, было выпущено 2 баллистические ракеты, одна из которых достигла цели.
На следующий день 16 декабря американское военно-морское судно USS Carney сбило в небе 14 беспилотников.
Столкнувшись с растущим риском повреждения кораблей и гибели экипажей, мировая судоходная индустрия переходит в режим чрезвычайной ситуации.
Maersk и Hapag-Lloyd приостановили свои рейсы сразу же после недавних атак, за ними последовали CMA CGM и MSC.
На долю этих 4 компаний приходится до 53% мировой контейнерной торговли.
Их примеру могут последовать и более мелкие контейнерные операторы, а также сухогрузы и нефтяные танкеры.
Кризис имеет серьёзные последствия как для мировой экономики, так и для геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Прежде всего, закрытие Суэцкого маршрута приведёт к увеличению стоимости морской торговли, поскольку некоторые рейсы будут перенаправлены вокруг Африки – через мыс Доброй Надежды, – что займёт намного больше времени и увеличит страховые взносы.
Особенно, по мнению экономистов, пострадает Египет. В меньшей степени – Израиль.
Доходы от прохождения судов через Суэцкий канал занимают большую долю в ВВП Египта, который и без того переживает финансовый кризис.
В настоящий момент, считается, что Хуситы, базирующиеся в Йемене, получают информацию от иранских кораблей, мониторящих судоходство в Красном море, однако Иран, по-видимому, не может полностью их контролировать, и удары наносятся хаотично, угрожая гораздо более широкому кругу стран, чем, вероятно, планировалось.
Стратегия Ирана, который избегает прямой атаки на Израиль, заключается в том, чтобы использовать своих региональных посредников, чтобы оказывать на оппонента всесторонне давление, включая экономическое.
Возможно, дипломатия поможет избежать кризиса, однако вероятен и более масштабный военный ответ на угрозу, как это часто происходит, когда страны Запада пытаются восстановить порядок.
Многонациональная оперативная группа, возглавляемая ВМС США, уже действует у побережья Йемена, пытаясь предотвратить насильственный захват торговых судов.
В операции участвуют также Египет и Саудовская Аравия.
Тем не менее Хуситы продемонстрировали, что несколько беспилотников и ракет всегда могут прорваться.
Одним из возможных следующих шагов является вооруженное сопровождение торговых судов, к которому США прибегали во время т.н. танкерной войны между Ираном и Ираком в 80-х, но такие меры требуют больших ресурсов.
Основная альтернатива – прямой удар по Хуситам и их арсеналу – пока что не устраивает ни администрацию Байдена, которая предпочитает дипломатическое и экономическое давление, ни Израиль, который, в свою очередь, не заинтересован в расширении конфликта, однако, если атаки продолжатся и это приведёт к полному закрытию одного из главных торговых путей в мире, эскалация может стать неизбежной.