- Весь мир следит за попытками Японии выйти из затяжного кризиса, но особенно пристально за своим соседом наблюдают китайцы.
Как и Япония 30 лет назад, Китай сейчас стоит на краю пропасти.
- Обнадёживающие новости из Токио должны вселить в Пекин надежду.
Если есть желание, даже в самых тяжелых экономических условиях можно найти выход.
- Тем не менее, более пристальный взгляд на путь, пройдённый Японией, может омрачить картину.
Что произошло в Японии: Кризис и путь к восстановлению
Сложность выхода из кризиса, подобного японскому, заключается в том, что факторы, способствовавшие спаду, растут как снежный ком.
- 30 лет назад, когда стоимость недвижимости рухнула, японские домохозяйства увидели, что их благосостояние резко сократилось. Это заставило их больше экономить и сосредоточиться на выплате долгов.
«Зачем инвестировать во что-то или покупать что-то сейчас, если через год или два это может подешеветь?» – подумали они и стали меньше тратить деньги, что привело к дефляции в масштабах всей страны.
- Японские корпорации оказались в сложной ситуации: От них требовалось одновременно оставаться инновационными, выплачивать долги и бороться за потребительские йены, что оставило им мало возможностей для повышения зарплат сотрудникам.
Вся экономика словно застряла в ловушке: Домохозяйствам и фирмам приходилось тратить деньги в основном на выплату долгов, что не позволяло им инвестировать или начинать новые предприятия, а дефляция и стагнация заработной платы усугубили ситуацию.
В конце концов, японское правительство активизировало усилия, чтобы выйти из этого порочного круга и возродить экономику.
- 8 лет назад Центральный Банк ввёл отрицательные процентные ставки, фактически вынуждая людей платить за хранение сбережений, а Синдзо Абэ, бывший премьер-министр Японии, запустил масштабную кампанию по субсидированию расходов бизнеса и домохозяйств. К тому же, йена подешевела по отношению к другим валютам.
Когда валюта страны дешевеет, её экспорт становится более привлекательным для остального мира, но снижается покупательная способность граждан. И вот, к концу самого трудного этапа, когда фондовый рынок страны достаточно упал, это наконец дало свои плоды.
Мир начал снова вкладываться в Японию.
- Фондовый рынок растёт – индекс Nikkei недавно превысил исторические максимумы, установленные 34 года назад.
- В марте Банк Японии впервые с 2007 года поднял процентные ставки выше нуля, что свидетельствует об уверенности регулятора в восстановлении экономики.
Постепенно ситуация меняется и внутри страны: Корпоративное управление смещается в сторону большей склонности к риску – растёт приток инвестиций в новые проекты, а население преодолевает «посттравматический синдром», сопутствующий любому кризису.
Может ли Китай повторить эту процедуру?
Важно признать, что Китай вступает в кризис в совершенно иных экономических условиях.
- ВВП на душу населения составляет около $12 800, тогда как в Японии, на момент начала кризиса он составлял порядка $41 000.
- Обе страны столкнулись с тем, что значит управлять экономикой, обременённой долгами и теряющей динамизм, в то время как демографические изменения приводят к сокращению рабочей силы.
- Тем не менее, есть и положительный момент: Когда в 1990 году японская экономика претерпела крах, правительству потребовались годы, чтобы прийти к выводу о необходимости фискального стимулирования, которое экономисты сегодня считают первой линией защиты от дефляционного шока.
Китайцы уже понимают, что за «болезнь» они подхватили, и смогут принять меры более оперативно.
- Тем не менее, пока Си Цзиньпин демонстрирует мало признаков того, что он готов обрушить «денежный дождь» на китайские домохозяйства и стимулировать потребление: Вместо того, чтобы раздавать деньги направо и налево, Пекин решил снова заставить свою производственную машину работать.
Китай сделал ставку на товары будущего: электромобили, полупроводники, смартфоны.
- Вот тут-то и заложен камень преткновения: Нет нужды говорить вам, что в Китае и Японии разные социально-политические системы, но Токио удалось вытащить себя из затруднительного положения отчасти за счёт девальвации национальной валюты.
К тому же, закрыв атомные станции после аварии на Фукусиме, страна начала импортировать энергию, и торговый дисбаланс между ней и остальным миром выровнялся.
Вам может быть интересно: Парадокс низкой ставки: юань теряет в цене, но всё равно укрепляется. Как низкая процентная ставка в сочетании с геополитической напряжённостью помогает юаню... Подробнее
- Торговый баланс Китая всё ещё перекошен в сторону экспорта, а значит, если юань значительно упадёт, то китайские товары подешевеют и наводнят рынки.
- Весь мир это понимает и готовится к новому «китайскому шоку», ужесточая правила в отношении товаров – в частности, электромобилей – из Китая.
Даже продолжающаяся «распродажа» на китайском фондовом рынке не заинтересовала американских инвесторов: Goldman Sachs предупредил клиентов держаться подальше: «Есть дешёвое, а есть опасное».
Наиболее существенное различие между Китаем и Японией лежит вне поля экономики.
- На протяжении десятилетий выхода из кризиса Япония руководствовалась идеологией сотрудничества с США – по мере того, как Китай начинает своё восстановление, сотрудничество превращается в противостояние.
Вам может быть интересно: Китай преподаёт Apple и Tesla болезненный урок. Сейчас не лучшее время, чтобы работать в Китае. Рост сильной местной конкуренции и давление со стороны властей оказались проблемой для биг-теха... Подробнее
В конце концов, технологии могут и не спасти, если не будет будет богатых друзей, готовых покупать товары.