В то время как ИИ может помочь некоторым работникам стать более продуктивными и тратить меньше времени на скучные задачи, другие могут столкнуться с усилением конкуренции и снижением заработной платы.
По оценкам Goldman Sachs, в ближайшие годы порядка 300 млн рабочих мест по всему миру могут претерпеть вмешательство искусственного интеллекта.
- HR-специалисты отмечают, что в ответ на неопределённость, связанную с ИИ работники могут реагировать по-разному, пытаясь защитить себя: Некоторые люди могут искать работу, которая, по их мнению, с меньшей вероятностью будет подвержена влиянию новых технологий, тогда как другие могут принять решение овладеть ими.
Несмотря на потенциальные негативные стороны внедрения ИИ на рабочем месте, некоторые уже используют его для повышения своей производительности.
«Я получаю от клиентов иногда по 20 сообщений в день. Раньше я отвечала на каждое из них вручную», – признаётся специалист по маркетингу, которая относится к числу работников, решивших принять ИИ.
- Искусственный интеллект помогает ей составлять ответы клиентам, многие из которых задают похожие вопросы. По её оценкам, это экономит ей до 5 часов в неделю.
Хотя в основном её работа состоит из копирайтинга, пока что девушка уверена, что имеет преимущество перед чат-ботами.
- Даже если некоторые компании будут пытаться сэкономить, отказавшись от услуг маркетинговых агентств, по её мнению, маркетологи, которые имеют действительно глубокие знания и богатый опыт, по-прежнему будут востребованы.
«Сейчас мы ещё не находимся на том этапе, когда ИИ может заменить компетентную команду», – утверждает она.
Тех, кто использует ИИ эффективно и стратегически, никто не заменит.
- Некоторые работники готовятся к будущему, в котором навыки ИИ будут высоко цениться.
«Даже если чат-боты полностью заменят программистов, людям всё равно понадобится помощь в их настройке, – уверен молодой IT-специалист, который использует ChatGPT для улучшения кода и выявления потенциальных ошибок.
- Хоть он и считает, что искусственный интеллект может помочь ему в ближайшей перспективе, он также пытается развить в себе другие навыки, которые сложнее автоматизировать.
«Например, умение читать между строк в разговоре с клиентами и находить креативные решения, принимая во внимание различные нюансы».
Чтобы оставаться востребованными на рынке труда, необходимо активно осваивать новые технологии и развивать навыки, которые сложно автоматизировать, включая т.н. soft skills.
Компании, в свою очередь, должны создавать условия для обучения сотрудников и внедрять ИИ таким образом, чтобы он дополнял, а не заменял человеческий труд.
На сегодняшний день наиболее эффективно ИИ может быть использован для решения следующих задач:
- Ответы на часто задаваемые вопросы, обработка данных, создание отчётов.
- Выявление закономерностей, прогнозирование трендов, принятие решений на основе данных.
- Создание текстов, изображений, музыки.