Как правило, исследования Нобелевских лауреатов наполнены уравнениями. Канеман же оживлял свои работы персонажами и головоломками: Будь то несчастный мистер Тис, который опоздал в аэропорт на полчаса и почувствовал себя ещё хуже, когда обнаружил, что самолёт вылетел на 25 минут позже запланированного, или одинокая выпускница философского факультета Линда – не то феминистка, не то банковская служащая – Канеман использовал яркие образы, чтобы разоблачить умственные искажения, которые влияют на повседневные решения людей.
Наше сознание хранит в себе большой набор предубеждений и логических ошибок, которых можно было бы избежать, руководствуясь статистикой.
1. Эффект фрейминга
- В 1970-х годах читателям Канемана предлагалось выбрать из 2 вариантов борьбы с гипотетической болезнью, которая грозила убить 600 человек, где первый способ гарантированно спасёт 200, а второй – с вероятностью 1/3 спасёт всех, но имеет 2/3 шансов не спасти никого.
Оказалось, что большинство людей склонны выбрать первый вариант, концентрируясь на обещанном спасении 200 жизней, но игнорируя тот факт, что в конце концов, 400 человек наверняка умрут, тогда как при выборе второго варианта никто не умрёт с вероятностью 33,33%.
- В другом примере предлагалось выбрать из 2 способов лечения пациента, где первый предполагал выживаемость в 90% случаев, а второй – 10-процентную смертность, что, в информационном смысле, совершенно идентично – разница лишь в постановке вопроса.
В результате, первый способ выбрали 84% опрошенных, поскольку термин «выживаемость» воспринимается на слух гораздо более оптимистично, нежели «смертность».
Так работает эффект фрейминга, объясняющий влияние формулировок на процесс принятия решений.
2. Регрессия к среднему
- Другое распространённое когнитивное искажение он объяснял на примере лётных инструкторов, чьи пилоты улучшали результаты после одного неаккуратного манёвра – однако вовсе не потому, что инструктор накричал на них, а потому, что шансы на улучшение заведомо выше, если предыдущий результат был необычайно плохим.
Феномен регрессии к среднему предполагает, что в ряду комплексных событий (зависящих от множества переменных) после экстремальных результатов, как правило, наступают умеренные.
Часто мы ошибочно видим причинно-следственную связь там, где её нет, тогда как многие события, статистически, объясняются вариативностью.
3. Теория перспектив
- С большим успехом Канеман внедрял психологическую мудрость в сферу экономики. Вместе со своим соавтором Тверски он разработал модель под названием «Теория перспектив», согласно которой, люди в своём восприятии реагируют на изменения в богатстве сильнее, чем на его уровень.
К примеру, премия (априори являющаяся чем-то хорошим) может разочаровать работника, если она меньше, чем ожидалось.
Теория перспектив перевела модель принятия решений с языка метафор на язык математики, а приложения психологии стали называться «Поведенческой экономикой».
- С одной стороны, люди не любят рисковать, если речь идёт о приобретении: Когда испытуемым дают $1000 и предлагают либо точно получить ещё $500, либо с вероятностью 50% получить дополнительную $1000, они скорее предпочтут уверенную победу с меньшим вознаграждением.
- С другой стороны, они готовы идти на риск перед лицом потерь: При стартовом капитале в $2000 и предложении гарантированно потерять $500 или с 50-процентной вероятностью выиграть либо проиграть $1000, большинство предпочтёт второй вариант.
Несложно заметить, что, с точки зрения теории вероятности, шансы остаться в конечном счёте с $1000, $1500 или $2000 в кармане в обоих примерах равны, а разница лишь в восприятии.
- Наконец, чем больше человек имеет, тем более он склонен рисковать (так работает принцип убывающей чувствительности): Возможности потерять $500 во втором примере, очевидно, придаётся меньше значения, чем возможности выиграть ту же сумму дополнительно, рискнув в первом случае.
Мы одинаково боимся потерять то, что имеем, и стремимся получить больше, но, когда речь заходит о финансах, Канеман предлагает нам всем отбросить эмоции и руководствоваться сухим математическим расчётом.
4. Вспоминающее «Я»
- Просто предлагая людям оценить свои чувства, Канеман обнаружил, что оценки людей часто расходились с их последующими воспоминаниями: т.н. вспоминающее «Я» придаёт чрезмерное значение лучшим и худшим моментам, пренебрегая их продолжительностью.
«Я – это моё вспоминающее “Я”, – писал Канеман, – а то “Я”, которое делает мою жизнь, для меня как чужое».
- Последствия этого открытия распространяются и на философию, отчасти объясняя многие поступки и мысли людей.
К примеру, почему мы с такой теплотой оглядываемся на длительные и сложные туристические маршруты, ставшие для нас настоящим испытанием, такие как восхождение на гору. Не связано ли это с их ярким финалом?