Инвестиции в индийский IT-сектор: Забудьте о единорогах, здесь больше подойдёт верблюд

Для иностранных инвесторов индийская IT-сцена остаётся загадкой ввиду большого разрыва между перспективами завтрашнего дня и сегодняшней реальностью.


Ожидается, что через 5 лет ВВП Индии станет третьим в мире.

Это огромный рынок, но слишком бедный – пока.

Среди 850 млн. пользователей смартфонов в Индии большинство скачивает исключительно бесплатные приложения. К примеру, Netflix, даже взимая с индийцев наименьшую плату, чем в большинстве других стран, смог привлечь всего 6 млн. подписчиков.

Головокружительные прогнозы грядущего роста привели к тому, что инвесторы влили миллиарды долларов в индийский технологический сектор, но теперь, когда «дешёвые» деньги закончились, есть вероятность, что их портфели уже никогда не зазеленеют.

Индийские «единороги» (стартапы стоимостью $1 млрд. и более) терпят убытки.

Byju’s, лидер индийского рынка образовательных технологий, потерял в цене порядка 80%и оценивается сейчас в $5 млрд.  

Агрегатор Oyo вынужден был отложить IPO, его стоимость снизилась более чем на 75% – до $2,7 млрд.

Из 83 индийских IT-компаний, отчитавшихся за 2022 год, больше половины оказались в минусе.

Тем не менее некоторым «верблюдам» удалось выстоять.

«Верблюды» не обещали золотых гор в будущем.

Их успех основан на простой идее: сосредоточиться на платёжеспособной аудитории.

Считается, что индийского интернет-пользователя трудно монетизировать, но Нитхин Каматх, основатель компании Zerodha, не согласен.

Он уверен, что, индийцы, как и другие народы, готовы платить за те продукты и услуги, которые имеют для них ценность, даже при том, что размер их кошельков невелик.

Дисконтный брокер Zerodha в прошлом году зафиксировал $350 млн. чистой прибыли.

Индийские «верблюды», в отличии от «единорогов», не тратятся на маркетинг для привлечения клиентов.

Zerodha взимает по $2,50 за открытие аккаунта. Даже эта небольшая сумма – свидетельство того, что платформу находят полезной.

Компания Zoho, занимающаяся разработкой программного обеспечения для бизнеса, также ратует за снижение затрат.

Zoho отчиталась чистой прибыли в $450 млн. за прошлый год.

Пока расточительные стартапы выделяют деньги на лучших разработчиков, Zoho привлекает молодых выпускников и обучает их самостоятельно. Такой подход позволяет не только сэкономить, но и получить лояльных сотрудников.

Сначала захватить рынок, а о прибылях беспокоиться потом?

Такая модель может быть неподходящей для развивающихся стран, где бизнесу, как правило, требуется много лет, чтобы встать на ноги.

Конечно, выбирая стабильность вместо молниеносного роста, сложно угодить венчурным капиталистам.

Индийская IT-компания Info Edge в течение первых лет своего существования использовала собственные средства, пока не привлекла небольшую сумму от инвестора, который стал её единственным внешним источником финансирования до выхода на биржу.

На протяжении почти 20 лет она была в основном прибыльной.

Таким образом, если инвесторы хотят получить доходность от своих индийских акций, им, возможно, стоит присмотреться, в первую очередь, к выносливым «верблюдам», а не к привлекательным «единорогам».

Актуальное

Ташкент
туман
7 ° C
7 °
7 °
93 %
1kmh
100 %
Пт
14 °
Сб
15 °
Вс
14 °
Пн
15 °
Вт
14 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы