Предположения относительно будущего уровня инфляции – один из ключевых показателей макроэкономической стабильности, который влияет на поведение потребителей, инвесторов и бизнеса.
Инфляционные ожидания формируются при помощи различных методов, основным из которых является опрос населения и предпринимателей.
В ноябре 2023 в таком опросе приняли порядка 3 000 респондентов, занятых в различных сферах, включая образование, здравоохранение, строительство, торговлю, транспортные перевозки, культуру и искусство, HoReCa, маркетинг и др.
- По собственному прогнозу ЦБ, уровень инфляции к концу года составит порядка 9,5%.
- Ключевая ставка при этом сохраняется на уровне 14%.
- Что касается инфляционных ожиданий населения и предпринимателей, на протяжении всего III квартала демонстрировавших медленно растущий тренд, к концу года они начали постепенно снижаться.
Динамика инфляционных ожиданий
Инфляционные ожидания населения и предпринимателей
- По итогам ноября, инфляционные ожидания населения были зафиксированы на уровне 13,6%, а ожидания предпринимателей – на уровне 13,1%, тогда как медиана в обеих группах не превышала 11%.
- Стоит отметить, что текущие показатели существенно ниже, чем январские, которые составляли порядка 19%.
Такую разницу можно объяснить тем, что в начале года инфляционные ожидания традиционно на пике – по нескольким причинам, среди которых ежегодное обновление тарифов, увеличение налоговых ставок, индексация зарплат, повышение цен на коммунальные услуги и т.д.
Распределение инфляционных ожиданий
Ожидания относительно роста потребительских цен
- Большинство респондентов в обеих группах по-прежнему отмечают значительный рост обменного курса валют.
- Среди наиболее заметно подорожавших товаров первое место занимает бензин.
Как показал опрос, 46% населения в прошедший месяц наблюдало рост цен на топливо.
- Помимо этого, порядка 40% опрошенных заметили подорожание муки и хлеба, а также мясо-молочной продукции.
- Около трети респондентов ожидают дальнейшего увеличения стоимости овощей, фруктов и куриных яиц.
- Четвёртая часть населения считает, что цены на транспортные услуги, одежду, обувь и лекарства будут и дальше расти.
- Около 20% населения ощущает увеличение стоимости стройматериалов и арендных платежей.
- До 17% опрошенных отметили рост цен на жир, сахар, кондитерские изделия, а также увеличение средних чеков в кафе и ресторанах.
- Менее всего населением ощущается подорожание бытовых и медицинских услуг. Только 11-13% ожидают роста стоимости сотовой связи, интернета и различной техники для дома.
Некоторые вещи дешевеют из года в год – вот почему мы этого не замечаем… Читать далее
Инфляционные ожидания по группам населения
- В зависимости от доходов, наиболее высокие ожидания относительно будущего ценообразования (14% и выше) были зафиксированы среди граждан, получающих в месяц от 7 млн сўм, а также у пенсионеров (15,9%), тогда как самые низкие (13,2%) – у тех, чей заработок не превышает 2 млн сўм.
- Среди предпринимателей наиболее высокие инфляционные ожидания наблюдаются в сферах девелопмента (13,9%), маркетинга (13,5%) и программирования (13,4%), а самые низкие – в сфере услуг (11,8%).
Инфляционные ожидания по регионам Узбекистана
- Наиболее высокие инфляционные ожидания отмечаются в Ташкенте (14,5%), а также в Самаркандской (15,25%) и Андижанской (14%) Областях.
- Самые низкие – в Навоийской Области и Респ. Каракалпакстан (12.65% и 12.5% соответственно).
Факторы инфляционных ожиданий
- Среди опрошенных предпринимателей порядка 20%, как и в прошлом месяце, отметили высокую налоговую нагрузку и перебои в поставках сырья как факторы, оказывающие непосредственное влияние на инфляцию, тогда как в сентябре 17% респондентов выражали обеспокоенность в связи с перебоями в сетях энергоресурсов.