- Хедж-фонды активно накапливают оксид урана, который – после обогащения – служит основным топливом для ядерных реакторов: их основная стратегия – покупка как самого сырья, так и опционов в преддверии дефицита.
По данным консалтинговых компаний, стоимость урана на спотовом рынке выросла более чем втрое.
- Первоначальный рост цен летом прошлого года был вызван слухами о том, что западные правительства введут санкции против Росатома, который на сегодняшний день располагает более чем 50% мировых мощностей по обогащению урана.
- Ещё один скачок вызвало сентябрьское предупреждение Казатомпрома, крупнейшего в мире экспортёра этого металла, о сокращении производства в связи с дефицитом серной кислоты.
- Тем временем, мир нуждается в «зелёной» электроэнергии как никогда, и атом – один из немногих доступных вариантов.
Китай в течение 10 лет планирует построить 150 новых реакторов, Япония уже перезапустила 3 законсервированных, а США ввели в эксплуатацию свой первый новый реактор за 8 лет.
- Узбекистан, обладая пятыми в мире запасами урана, может стать одним из главных бенефициаров этой ситуации.
Рост цен на уран может привести к значительному увеличению экспортных доходов страны и стимулировать рост экономики.
- Тем не менее неясно, сколько продлится сокращение производства и связанный с ним дефицит поставок.
- Кроме того, у многих правительств и крупных энергетических компаний есть запасы, которых может хватить на несколько лет.
В 2000-х годах инвесторы тоже предсказывали «ядерный ренессанс», но из-за кризиса 2007-09 гг. всё пошло не по плану, к тому же авария на японской АЭС Фукусима в 2011 году оттолкнула общественное сознание от атомной энергетики.
- Чтобы на этот раз избежать фальстарта, спрос на уран должен исходить от энергетических компаний, а не только от трейдеров.