В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США.
Полвека назад в Бухаре насчитывалось около 20 000 евреев и ещё столько же были рассеяны по всей Средней Азии. Сейчас в городе осталось не более 100 человек, а по всему Узбекистану – ещё пара сотен.
Некоторые поделились с изданием Экономист своими историями.
«Нас очень мало», – признаётся Абрам. Он руководит синагогой с тех пор, как умер её последний раввин и тому не нашлось замены.
По мнению историков, первые евреи пришли на территорию современного Узбекистана после освобождения из вавилонского плена в VI веке до н.э.
Ещё большее количество их прибыло, когда Тамерлан пригласил в свои владения еврейских купцов и ремесленников, схожих по культуре и мировоззрению с местным населением.
«Отец учил нас, что евреи и мусульмане – братья», – рассказывает Абрам.
Начало ХХ века принесло серьёзные потрясения. Большевики, пришедшие к власти после революции, с презрением относились ко всем религиям без исключения.
«Многие синагоги были закрыты. В некоторые пускали только стариков», – вспоминает Шломо, раввин одной из двух действующих синагог.
Когда в начале 70-х появилась возможность эмигрировать в Израиль, начался отток населения, который только усилился после распада Советского Союза. Раввин благословлял по десятку семей в неделю, когда те отправлялись в путь, а в 1997 году уехал и сам.
Тем не менее есть среди бухарских евреев те, кто возвращается в Узбекистан, – по разным причинам.
К примеру, семидесятилетняя Маруся недавно переехала в Ташкент и не планирует больше покидать Родину.
«Я забронировала себе место рядом с мамой, – говорит она, имея в виду ухоженное еврейское кладбище, за которым теперь присматривает мусульманин.