Бриллианты – это навсегда? Насколько привлекательны алмазы как инвестиция

Привлекательность бриллианта для ювелира заключается в его свойствах. Чем крупнее и прозрачнее камень, тем лучше. Привлекательность бриллианта для инвестора заключается в том, что он стабильно растёт в цене. По крайней мере, так было раньше.


Ввиду непрозрачности рынка долгосрочные данные о ценах на алмазы весьма скудны, однако, проанализировав данные множества аукционов (как это сделала группа учёных из Тилбургского Университета), можно установить, что средняя доходность бриллиантов за период с 2000 по 2012 составляла около 8% в год, что примерно равно доходности недвижимости.

Отчасти это обеспечивалась устойчивым спросом.

Основной сферой применения бриллиантов, в отличии от того же золота, являются ювелирные украшения, поэтому спрос и цены на них, в периоды экономического роста, как правило, высоки.

Конечно, сегодня, с лёгкой руки маркетологов, всем известно, что бриллиант – лучшее доказательство любви, но так было не всегда.

До конца XIX века алмазов в промышленных масштабах вообще не добывали. Всё изменилось после обнаружения крупного месторождения в Южной Африке, когда началась настоящая «алмазная лихорадка».

Рынок бриллиантов история Де Бирс
Слоган De Beers: «Бриллианты – это навсегда» (англ.)

Победителем из этой гонки вышла компания De Beers (Де Бирс, африкаанс), основанная молодым искателем по имени Сесиль Родс, который выкупил богатые на эти драгоценные камни земли голландской семьи фермеров Де Бир (отсюда название).

На протяжении всего XX века корпорации Де Бирс под британским протекторатом удавалось доминировать в производстве и продаже бриллиантов.

До середины 80-х годов она контролировала значительную часть мирового рынка, однако в последние десятилетия Де Бирс потеснили конкуренты (такие, как российская «Алроса»), и сейчас корпорация производит лишь 30% от общего объёма.

Благодаря эксклюзивным правам на поставки концерн Де Бирс долгие годы фактически выступал монополистом, что обеспечивало устойчивый рост цен.

Контролируя предложение, компания искусственно создавала дефицит, чтобы сдерживать спекуляции и связанную с ними волатильность, а также активно вкладывалась в рекламу.

Носить бриллианты мир вдохновил преемник Родса, Эрнст Оппенгеймер (не путать с Робертом Оппенгеймером, отцом атомной бомбы).

Маркетологи Де Бирс привлекли Голливуд. Именно тогда из уст Мерлин Монро прозвучало ставшее крылатым выражение: «Лучшие друзья девушек – это бриллианты».

Подробнее о кино-маркетинге можно почитать в этой статье.

Ещё одна проблема для рынка бриллиантов родилась в лаборатории – это искусственные драгоценные камни.

Технология их изготовления также появилась в 80-е годы прошлого века, однако долгое время их продажи составляли лишь ничтожную долю мирового рынка.

На сегодняшний день их доля выросла до одной десятой.

Сама De Beers невольно ускорила этот процесс, когда в 2018 году начала продавать бриллианты, выращенные в лабораториях.

Стоимость таких камней была на 20% ниже цены природных бриллиантов, однако по мере роста предложения синтетических камней, ценовой разрыв увеличивается.

Эксперты уже отмечают снижение цен на натуральные бриллианты.

Это хорошая новость для всех, кто хочет немного сэкономить на обручальных кольцах, и одновременно плохая для тех, кто инвестирует в драгоценные камни.

Актуальное

Ташкент
туман
4 ° C
4 °
4 °
87 %
1kmh
0 %
Сб
15 °
Вс
14 °
Пн
15 °
Вт
17 °
Ср
18 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы