В последние годы у пользователей Google появилась одна очень специфическая жалоба на поисковую систему: они не могут найти ни одного ответа.
Простейший поисковой запрос «лучший игровой компьютер» приводит к тому, что на странице доминируют спонсорские ссылки, а не полезные советы по выбору компьютера. Между тем, фактические результаты полны низкокачественного, оптимизированного для поисковых систем партнёрского контента, предназначенного для получения денег издателем, а не для предоставления пользователю информации.
Короче говоря, флагманский сервис Google уже не тот.
И это далеко не единственный технологический гигант с медленно деградирующим основным продуктом.
Как отмечают пользователи маркетплейса Amazon, в последнее время стало практически невозможным найти нужные вещи, применив простой фильтр сортировки по цене, – вместо этого им рекомендуют не самые лучшие по соотношению «цена-качество» товары от продавцов, которые поняли, как обмануть систему.
Facebook и Instagram – социальные сети, якобы предназначенные для общения с друзьями, – постоянно наводняют ленту пользователей «рекомендуемым» контентом и, похоже, хоронят то, что люди хотят видеть на самом деле, под слоем того, что сама компания Meta считает актуальным.
Всё это – следствие одной закономерности: пользовательский опыт стал напрямую подчинён цене акций компании. Google, Amazon, Meta и другие технологические гиганты кремниевой долины постоянно тестируют, насколько сильно они могут вмешиваться в жизнь пользователей и манипулировать ими.
Как результат, наш опыт пользования интернетом становится всё хуже.
Почему так происходит?
Смещение фокуса с основного продукта
С 2000-х и до начала 2010-х годов технологические компании действительно производили новые, интересные продукты, облегчающие нашу жизнь.
Это способствовало взрывному росту: новые пользователи присоединялись к ним с каждым днём, акции стремительно дорожали, доходы росли по экспоненте.
Однако в последние годы простая математика диктует замедление роста. Число людей, пополняющих ряды пользователей Интернета, закономерно уменьшается.
Технологические компании провели последние несколько лет в поисках второго волшебного двигателя роста, который позволит повторить успех тех лет. В процессе многие из них полностью отказались от своей первоначальной миссии и сосредоточились на простом вытрясании денег из карманов пользователей.
Лучшим анти-примером гипермонетизации является компания Meta, ранее известная как Facebook. Meta была самой успешной компанией в сфере социальных медиа, но со временем рост доходов замедлился, и вместо того, чтобы попытаться заставить людей снова захотеть пользоваться её продуктами, компания решила переключиться на сомнительную идею мета-вселенной (отсюда и изменение названия).
В прошлом году Цукербергу уже удалось сжечь более $13 млрд., чтобы попытаться воплотить в жизнь эту затею. Что же касается основного продукта, то он сильно пострадал. И сам Facebook, и Instagram, застряли в бесконечном противостоянии между пользователями, которые просто хотят видеть интересный контент, и разработчиками приложения, которые пытаются насильно кормить людей спонсорскими роликами.
Погоня за трендами
Своевременная и продуманная интеграция новых технологий в производство может и должна служить драйвером прогресса в экономике.
Например, когда средняя скорость потребительского интернет-соединения в США выросла до такой степени, что стало возможным предоставлять услуги большому количеству людей, тогда ещё не известная во всём мире компания Netflix отказалась от рассылки DVD-дисков клиентам по почте и перешла к потоковому вещанию.
Конечно, от провала никто не застрахован, но во многих случаях попытки внедрения «инноваций» (на деле – непроверенных, бессмысленных или даже вредоносных технологий) направлены исключительно на то, чтобы поднять шумиху вокруг себя ради краткосрочного роста акций.
Возьмём корпорации Microsoft и Google, которые в последние несколько месяцев сосредоточили своё внимание на новомодном искусственном интеллекте, в ущерб существующим сервисам.
И эти две компании – не единственные, кто пытается вскочить «на подножку уходящего поезда» эры генеративного ИИ.
Венчурный капитал всей кремниевой долины спешит присоединиться к этой тенденции. Миллиарды долларов направляются на создание совершенно новой категории технологий без какого-либо реального рассмотрения вопроса о том, могут ли подобные продукты нанести вред пользователям.
Менталитет роста убивает инновации
Несмотря на заявления, подтверждающие их приверженность пользователям, работникам и миру во всём мире, очевидно, что технологические компании и их руководители стали полностью очарованы одним кругом заинтересованных лиц: инвесторами.
Руководители компаний рекламируют новые технологии, нанимают, а затем увольняют тысячи сотрудников, чтобы спустя несколько месяцев сменить приоритеты, и всё это в попытке повлиять на курс акций.
Маниакальная сосредоточенность на рыночных показателях стимулирует последовательную, но неустойчивую стратегию, которая предпочитает иллюзию роста реальному развитию.
Это мышление проникло даже в стартапы ранних стадий, которые обычно считаются полигоном для инноваций. Инвесторы охотнее вкладываются в предприятия, которые могут принести им максимальный мультипликатор на первоначальные вложения, а не ждать годами, пока действительно нужный и полезный продукт или услуга окупит себя.
Реальность такова, что подлинные инновации могут быть время- и трудозатратными, а следовательно – рискованными.
Вот почему поиск нужных вещей на маркетплейсах или информации в интернете становится всё более утомительным занятием, а наши социальные сети полны рекламы вместо интересного контента.