У Европарламента давно сложилась репутация беззубого «бумажного тигра», утопающего в бюрократической волоките. Тем не менее, постепенно он становится всё более влиятельным органом.
Европейский Парламент имеет сложную структуру.
- Избиратели в странах-членах выбирают депутата от своего округа из десятков национальных и европейских партий.
- Многие из них объединяются в политические группы, которых в настоящее время насчитывается всего 7.
Крупнейшая из групп – правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП). Её левоцентристский аналог – Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D). Существуют также группы либералов, зелёных, евроскептиков и т.д.
- Совместно с национальными правительствами, представленными в Совете Европейского союза, члены Европарламента принимают решения о подписании общеевропейских законов по таким вопросам, как окружающая среда, здравоохранение и безопасность.
- Парламент также помогает формировать бюджет блока и влиять на работу других институтов, таких как Европейская Комиссия, которая представляет высшую исполнительную ветвь ЕС.
В 2009 году Лиссабонский договор предоставил Европарламенту право голоса при выборе председателя Комиссии.
Таким образом, лидеры 27 стран-членов ЕС по-прежнему могут выбрать того, кого пожелают, но парламент должен поддержать их выбор.
- Эта роль будет особенно важна после выборов.
Урсула фон дер Ляйен, действующий председатель Еврокомиссии, претендует на второй срок и является фаворитом, но её победа далеко не гарантирована: Центристские фракции, поддержавшие кандидатуру фон дер Ляйен в 2019 году, на этот раз могут не получить большинство в парламенте.
Кто займёт другие высшие должности в ЕС, также во многом зависит от результатов текущих выборов.
- Некоторые рассматривают выборы в Европарламент как предвестник национальных.
Германия проведёт федеральные выборы в 2025 году, а Франция в 2027. В каждой из стран, согласно трекеру опросов, главная оппозиционная партия пока что уверенно лидирует в гонке.