Почему нас так раздражает инфляция? У экономистов из Гарварда есть ответ

Является ли инфляция чем-то ужасным? Большинство людей считают, что да, однако не все с этим согласны.


  • Изучая продовольственные бунты в Англии XVIII века, марксист Томпсон ввёл в обиход термин «моральная экономика», которая, по его утверждению, постепенно вытесняется рыночной, поскольку цены следуют логике спроса и предложения, а не представлениями о справедливости.

Хотя современные рабочие и крестьяне больше не бунтуют на городских площадях из-за растущих цен на хлеб, они по-прежнему возмущены, и это тревожит политиков.

  • Новое исследование экономистов из Гарвардского университета поставило перед собой задачу объяснить эту нелюбовь, обновив и дополнив работу Нобелевского лауреата Шиллера.
  • Опросив людей на тему инфляции, они выяснили, что концепция Томпсона о «моральной экономике» жива как никогда: Большинство респондентов считают, что инфляция неизбежно означает сокращение реальных доходов населения, что рост цен делает жизнь всё более недоступной и что бизнес допускает рост цен из-за собственной корпоративной жадности.

Около 70% опрошенных считают инфляцию не признаком роста экономики, а признаком её «плачевного состояния», а повышение зарплат, как правило, рассматривают как заслуженное вознаграждение, чаще связывая его с результатами собственных усилий, чем с объективными экономическими причинами.

Одним словом, люди ненавидят инфляцию, почему же экономисты так спокойно относятся к росту цен?

  • Основной аргумент заключается в том, что, когда все цены корректируются с одинаковой скоростью, изменения в реальных доходах населения несущественны, ведь, если измерять рост человека в футах, а не в сантиметрах, это не будет означать, что он стал ниже ростом на самом деле.
  • Более того, инфляция, по Филиппсу, не существует в вакууме – она напрямую связана с рынком труда: Низкий уровень безработицы приводит к росту конкуренции за работников и увеличению зарплат, что, в свою очередь, стимулирует рост цен на товары и услуги, вызывая инфляцию. Высокий уровень безработицы, напротив, сдерживает рост заработной платы и, как следствие, снижает инфляционные ожидания. Но это в теории. На практике так происходит не всегда.

В 60-х годах прошлого века кривая Филлипса хорошо описывала эти экономические закономерности: Периоды низкой безработицы совпадали с ростом цен, а высокий уровень безработицы сопровождался низкой инфляцией, однако нефтяной кризис 1970-х привёл к стагфляции, одновременному росту инфляции и безработицы, и это поставило под сомнение изначальную теорию.

Вот несколько очевидных причин, почему на самом деле есть о чём беспокоиться в сложившейся ситуации:

  • Реальные доходы действительно падают, поскольку инфляция после пандемии растёт быстрее, чем зарплаты.
  • Цены на товары первой необходимости, такие как продукты питания и топливо, обгоняют другие составляющие потребительской корзины, и всё большая часть доходов населения уходит на предметы первой необходимости.
  • Инфляция также не всегда сопровождает сильный рынок труда, но даже если так происходит, люди и не подумают благодарить правительство или экономистов левого толка за то, что они считают своей собственной заслугой.

Актуальное

Ташкент
ясно
15 ° C
15 °
15 °
36 %
2.1kmh
0 %
Сб
14 °
Вс
14 °
Пн
15 °
Вт
17 °
Ср
17 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы