- Всё началось в 2014 году на острове Сен-Барт в Карибском море.
- За обеденным столом рядом с российским миллиардером Дмитрия Рыболовлева случайно оказался арт-консультант предыдущего владельца картины, которую тот купил несколько лет назад на частной распродаже.
- Оказалось, что бизнесмен заплатил за картину итальянского художника Амедео Модильяни примерно на $25 млн больше, чем выручил продавец.
- Ошеломляющая разница в цене вместе с оговоренной комиссией осела в карманах швейцарского посредника по имени Ив Бувье.
По словам Рыболовлева, таким образом Бувье заработал более $1 млрд.
- После этого началась почти десятилетняя судебная тяжба.
- Судебное разбирательство касалось, главным образом, вопроса о том, содействовал ли аукционный дом Sotheby’s предполагаемому мошенничеству Бувье.
Присяжные пришли к выводу, что это не так.
- Сам Бувье отрицал вину и утверждал, что действовал не как советник, а как арт-дилер, который имеет право на наценку. Он покупал картины на частных распродажах в Sotheby’s, а затем перепродавал их Рыболовлеву.
- При этом, по словам Рыболовлева, Sotheby’s помогал Бувье, предоставляя ему завышенные оценки.
Стороны конфиденциально урегулировали свой спор в Швейцарии в декабре прошлого года.
- То, что сценой для предполагаемого мошенничества служили роскошные яхты и в пентхаусы, вероятно, не вызвало особого сочувствия у присяжных, как и тот факт, что, по крайней мере, в одном случае Рыболовлев даже оказался в выигрыше от сделки.
В 2013 году он купил картину да Винчи «Спаситель мира» за $128 млн. Мистер Бувье сделал наценку в 54% и поздравил его с «отличной сделкой». 4 года спустя картина была продана за рекордные $450 млн, что в три раза больше той суммы, которую заплатил Рыболовлев.
- После вынесения приговора его адвокаты заявили, что это дело, по крайней мере, пролило свет на отсутствие прозрачности на рынке искусства, обнажив бесстыдство его игроков, – подобно ситуации с деривативами на Уолл-стрит, которая стала достоянием общественности после мирового финансового кризиса 2007-2009 гг.