Выгоден ли для мировой экономики наплыв китайских электрокаров?

The Economist объясняет, почему рынки следует держать открытыми для дешёвых, экологически чистых автомобилей, несмотря на опасения западных концернов.


  • В начале 2000-х, когда Китай интегрировался в глобальную торговую систему и начал поставлять дешёвые товары за рубеж, многие промышленники развитых стран потеряли работу из-за конкуренции.

Этот «китайский шок» с тех пор винят во всем – от роста смертности среди рабочего класса до избрания Дональда Трампа президентом США.

  • Сейчас китайские автопроизводители переживают удивительный подъём, и в мире закономерно усиливается страх перед новым разрушительным потрясением.

В октябре Европейская Комиссия начала расследование в отношении китайских автомобилей. США рассматривают возможность повышения тарифов на них, хотя американские автопроизводители на сегодняшний день наиболее защищены от конкуренции.

  • Западные политики только рады свалить вину за сокращение рабочих мест на «происки коммунистов», распространяя мнения о том, что субсидированное государством китайское производство несправедливо отправляет их рабочих на свалку.
  • Субсидии в Китае, безусловно, имеют место быть.

С момента запуска программы «Сделано в Китае» КПК осыпает автопроизводителей кредитами, вливаниями в акционерный капитал и госконтрактами, в дополнение к выкупу технологий у совместных с западными производителями предприятий. По некоторым оценкам, в конце 2010-х годов общие государственные расходы Китая на промышленность составляли около трети от всего объёма продаж.

Бум китайских автомобилей

Спрос на электрокары будет только расти

  • Всего 5 лет назад Китай поставлял лишь четверть от объёма автомобилей, поставляемого Японий, которая в то время была мировым лидером в этой области. В 2023 году этот показатель, по предварительным оценкам, превысил 5 млн единиц, что выводит Китай на первое место.

Крупнейший китайский автопроизводитель, компания BYD, по продажам в IV квартале 2023 оставил Tesla далеко позади.

  • Китайские электромобили настолько хороши и, что самое главное, дёшевы, что сегодня единственным реальным ограничением для их экспорта является лишь нехватка судов для их перевозки.
  • К 2030 году Китай, вероятно, сможет удвоить свою долю на мировом рынке, покончив с господством национальных чемпионов Запада, таких как Ford, Toyota и др.
  • Всё же, блокирование импорта выглядит большой ошибкой перед лицом потенциальной выгоды от поставок полностью готовых, умных, дешёвых и экологичных автомобилей.

В 2023 году от 16 до 18% новых автомобилей, проданных по всему миру, были электрическими.

  • Автомобильный рынок стремительно меняется, независимо от того, готовы ли к этому гиганты Запада.

Подобно тому, как первый «китайский шок» стал причиной сокращения рабочих мест в обрабатывающей промышленности (большая часть которого объяснялась технологическим прогрессом), так же теперь – существует опасность спутать давно назревшие перемены, вызванные глобальным переходом на электродвигатели, с влиянием Китая.

Спрос на китайские электрокары будет расти

Почему бум китайских автомобилей выгоден

  • Прежде всего, автомобили относятся к категории крупных покупок – на них приходится большая доля потребительских расходов.

Дешёвые машины оставляют в карманах потребителей больше денег, которые можно потратить на другие товары.

  • Помимо этого, переход на китайские электромобили положительно сказывается на экологии.

Самая бюджетная модель BYD стоит порядка $12 000, по сравнению с $39 000 за самую дешевую Tesla, что сравнимо по цене с автомобилями, оснащёнными ДВС.

А что насчет рисков?

  • Есть мнение, что угроза для промышленности со стороны дешёвого импорта сильно преувеличена.

Наличие автомобилестроительной отрасли, которой многие страны традиционно гордятся, однозначно, не является определяющим фактором экономического роста. К примеру, в Дании (с одним из самых высоких уровней жизни) нет ни одного автоконцерна.

  • Один из законов экономики гласит, что конкуренция из вне подстёгивает местные компании развиваться. Поэтому политикам следует обуздать свои протекционистские инстинкты и беспокоиться только в том маловероятном случае, если западные автопроизводители совсем развалятся.

В конце концов, если Китай хочет тратить деньги собственных налогоплательщиков на что-то выгодное для глобальных потребителей и развитие «зелёной» энергетики, следует сказать ему спасибо.

Актуальное

Ташкент
ясно
10 ° C
10 °
10 °
50 %
1kmh
0 %
Вс
10 °
Пн
15 °
Вт
16 °
Ср
17 °
Чт
17 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы