Вкус Coca-Cola уже не тот, и эффект Манделы тут ни при чём

Если внезапно газировка, знакомая с детства, показалась вам не такой, как раньше, а любимые чипсы оставили странное послевкусие, не спешите винить в этом искажение воспоминаний. Возможно, вкус этих продуктов действительно изменился.


Это не массовая иллюзия – в кризисные времена производители часто вносят изменения в свои рецептуры, чтобы сэкономить деньги и сохранить прибыли, заменяя дорогие ингредиенты более дешёвыми, что делает продукты не только менее вкусными, но и менее полезными.

Явление, которое называют вкусовой инфляцией, – распространённый способ компенсации возрастающих затрат на производство.

В большинстве случаев такие изменения в рецептуре бывает сложно уловить, однако журналисты и наблюдательные потребители всё же способны понять, что происходит.

«Многие продукты из детства теперь имеют совсем другой вкус, – пишет один из пользователей Reddit, – Шоколадные батончики, которыми я лакомился после школы, стали не такими волшебными, карамель в них слишком сладкая на вкус. Теперь они крошатся и напоминают обычное печенье, покрытое тонким слоем шоколада».

«Раньше Breyers было лучшим мороженым на свете, но теперь это просто каша», – отмечает другой пользователь в комментариях.

Исследование, проведённое в 2022 году закупочной компанией TraceGains, показало, что из опрошенных ею 300 брендов более 50% изменили до 20 рецептов продуктов питания и напитков в течении 2 прошедших лет.

Такие случаи заметно участились в последние годы, поскольку перебои, вызванные пандемией, привели к резкому росту стоимости ингредиентов, однако эта практика далеко не нова.

К примеру, в 1984 компания Coca-Cola заменила сахар на кукурузный сироп в виду ограничений на импорт сахара и государственных субсидий на кукурузу, а в 2013 вышеупомянутая американская компания Breyers сократила количество молочного жира в своём мороженом настолько, что оно даже перестало считаться мороженым по закону и было перемаркировано как «замороженный молочный десерт». В 2017 Ferrero возмутила поклонников бренда, уменьшив количество какао в «Nutella».

Продукты такие как кока-кола становятся хуже из-за вкусовой инфляции

Сложная математика вкусовой инфляции

Хотя очень соблазнительно винить исключительно корпоративную жадность в том, что продукты становятся хуже, – не последнюю роль тут играет инфляция.

Когда стоимость ингредиентов возрастает, решение об изменении состава в конечном счёте сводится к тому, на что потребители скорее будут готовы согласиться: на изменение цен или на изменение вкусовых качеств продукта.

Компании не могут просто пропорционально поднять цены, чтобы покрыть растущие расходы, поскольку рискуют потерять клиентов.

Дело в том, что, если цена на товар внезапно подскакивает, потребители, как правило, выбирают более дешёвую альтернативу продукту. Поэтому производителям приходится искать другие способы оставаться прибыльными.

Обычно это означает сокращение расходов, что включает в себя модификацию рецептур с использованием более дешёвых ингредиентов.

Потребителю гораздо проще зафиксировать 10-процентное повышение стоимости стаканчика мороженного, чем заметить 10-процентное сокращение количества используемого в нём молочного жира.

Влияние заменителей сахара на здоровье

Скрытое воздействие на здоровье

Помимо ухудшения вкуса, изменения в рецептах, вносимые корпорациями, часто негативно сказываются на нашем здоровье.

Самый яркий пример – искусственные подсластители. Исследователи связывают их потребление с повышенным риском развития диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний.

Поскольку они значительно слаще тростникового сахара, компании могут использовать гораздо меньшее количество подсластителей для достижения того же уровня сладости. Кроме того, это позволяет им рекламировать такие продукты как «более здоровые», поскольку в них меньше калорий.

В этом году ВОЗ отнесла аспартам, популярный искусственный подсластитель, используемый в мороженом, готовых завтраках и газировке, к канцерогенам.

Самый неприятный аспект скрытой вкусовой инфляции заключается в том, что по мере того как покупательская способность людей снижается и они становятся более чувствительными к ценам – купить что-то доступное становится важнее, чем купить что-то качественное, – компании реагируют на это таким образом, который невозможно учесть при измерении уровня инфляции (к примеру, с помощью Индекса Потребительских Цен), т.к. экономисты не могут заметить изменений в качестве и вкусе продуктов и вытекающих из них долгосрочных рисков для здоровья, хотя они напрямую влияют на качество жизни.

Актуальное

Ташкент
туман
6 ° C
6 °
6 °
81 %
1kmh
0 %
Сб
15 °
Вс
14 °
Пн
15 °
Вт
18 °
Ср
15 °

Самое читаемое

1

2

3

4

5

Похожие материалы

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы