ИИ помогает обычным людям сократить разрыв с самыми одарёнными, и некоторые отрасли уже стали свидетелями этого.
Исследователи из Стэнфорда недавно обнаружили, что начинающие агенты службы поддержки клиентов работают на 35% продуктивнее, когда им предоставляется доступ к чат-боту, в то время как их более опытные товарищи практически не выигрывают в эффективности.
Можно понять, почему творческие профессионалы нервничают и мобилизуют профсоюзы, юристов и политиков, опасаясь, что скоро ИИ будет писать сценарии вместо них, сочинять музыку и получать их роли.
Литература
Группа писателей, включая Джорджа Р.Р. Мартина, автора «Игры престолов», не так давно подала коллективный иск против компании OpenAI, утверждая, что та использовала их произведения без разрешения при создании ChatGPT.
Другую ИИ-компанию Anthropic обвиняют в том, что она проделывает нечто подобное с текстами песен.
Технологические компании, в свою очередь, утверждают, что обучение модели на произведениях, защищённых авторским правом, равносильно добросовестному использованию, поскольку ИИ «не копирует книгу, как писец в монастыре», а учится на ней, как школьник или студент.
Тем не менее работа писателя настолько упростилось, что в сентябре компания Amazon запретила авторам публиковать на своей платформе Kindle более 3 электронных книг в день и потребовала от издателей чётко маркировать произведения, написанные с помощью чат-ботов.
Музыка
Нечто подобное происходит и в шоу-бизнесе.
Следующее поколение технологий обещает ещё более мощные функции обработки голоса, чем автотюн.
Материнская компания TikTok уже тестирует приложение, которое превращает в песню любую мелодию, напеваемую пользователем в телефон. Другой сервис, Boomy, позволяет композиторам-любителям создавать оригинальные мелодии в несколько кликов и загружать их на потоковые платформы, такие как Spotify, для получения гонораров.
Пока ИИ с трудом удаётся создавать настоящие хиты, зато он неплохо справляется с музыкой, которую люди включают в фоновом режиме.
В 2017 году на долю артистов, подписанных на звукозаписывающие лейблы, приходилось 87% потоков на Spotify. В прошлом году их доля составила лишь 75%.
Кино
Аналогичные претензии есть и у мира кино.
Ранее investi.uz уже сообщали о длительной забастовке американских актёров и сценаристов.
Мировое соглашение, заключённое в начале месяца, которым она завершилась, в итоге содержит некоторые меры защиты работников индустрии от конкуренции с ИИ.
В частности ИИ-модели, используемые студиями при написании сценариев, не будут признаваться в качестве авторов, поэтому гонорары сценаристов не уменьшатся.
Актёры, в свою очередь, будут получать компенсации за использование их т.н. «цифровых клонов».
Не лучшее время, чтобы быть творцом-любителем
Генеративный ИИ, анализируя в том числе произведения, защищённые копирайтом, создаёт собственную литературу, музыку и видео, всерьёз конкурируя с человеком по количеству и скорости.
И всё же звёзды первой величины, похоже, не утонут в этом море.
Известные имена продаются лучше, чем прежде, но остальным приходится всё труднее.
Прогнозируемый объём продаж билетов на тур Тейлор Свифт составит рекордные $1,4 млрд, а сопровождающий его фильм уже собрал в прокате $230 млн.
На протяжении более чем 3 часов поп-дива отдаёт дань всем своим 10 альбомам, исполняя по несколько песен с каждой пластинки. Некоторые из них звучат в акустике.
Хотя, возможно, в ближайшем будущем звёздам больше не придётся так утруждаться.
Пока Тейлор Свифт поёт в живую, при этом танцуя, и меняет за вечер около 40 костюмов от икон модной индустрии, каждый день возле специально построенного стадиона в восточной части Лондона собираются весёлые компании всех возрастов, чтобы посмотреть концерт «ABBA Voyage» с участием виртуальной поп-группы.
Шоу приносит своим создателям по $2 млн. в неделю.
Не говоря уже об участившихся «путешествиях во времени», как это произошло с новой песней Beatles «Now and Then» благодаря оживлению старой записи голоса Джона Леннона.
Таким образом, ИИ уже может быть использован для присутствия всех когда-либо живших звёзд в виде т.н. «аватаров» в неограниченном количестве мест, и даже языковой барьер больше не является преградой.
Spotify при поддержке OpenAI осуществляет перевод подкастов на разные языки, что позволяет вещателям быть услышанными на большем количестве рынков в своём собственном голосе. Нечто похожее мы наблюдаем и на YouTube. Другие компании, такие как HeyGen, предоставляют услуги по дублированию видео с изменением движения губ актёров в соответствии с тем, что они говорят.
Подобные технологии позволят охватить большее количество зрителей по всему миру при меньших затратах, но при этом создадут серьёзные проблемы для переводчиков и актёров дубляжа.
Меняйся или умри
Захочет ли новое поколение кинозрителей видеть другого актёра в роли Джеймса Бонда? Сложный вопрос.
Некоторые артисты, понимая неизбежность экспансии искусственного интеллекта, начали понемногу экспериментировать с лицензированием своих голосов и образов.
В апреле канадская певица Граймс (известная в основном тем, что является бывшей женой Илона Маска) предложила композиторам-любителям клонировать её голос для использования в своих песнях при условии, что они будут делиться с ней роялти.
Другой пример: 92-летний Джеймс Эрл Джонс, который впервые озвучил Дарта Вейдера почти 50 лет назад, продал право на искусственное воспроизведение своего голоса компании Disney.
Виртуальный Дарт уже появился в сериале «Оби-Ван Кеноби» в прошлом году.
Новые технологии также помогут суперзвездам стать ближе к народу.
Такие платформы, как игра Fortnite, где Ариана Гранде провела что-то вроде концерта в 2021 и собрала порядка 27 млн участников, стали площадкой для нового интерактивного фан-опыта.
Компания Meta, в свою очередь, запустила 28 чат-ботов в коллаборации со знаменитостями, такими как Снуп Догг и Пэрис Хилтон. Цукерберг предложил им создать цифровую версию себя, чтобы «помочь людям реализовать желание взаимодействовать с кумирами».
Тем не менее, антипатия к ИИ остаётся острой темой.
В частности, всё громче звучат опасения, что это просто сделает развлечения посредственными и скучными.
«Процесс поглощения всего подряд и выплёвывания среднего значения может привести к стилистическому и концептуальному регрессу, – считает один литературный агент, который видит в ИИ сходство с алгоритмами в соцсетях, которые помогают распространять только самые обыденные мнения, – ведь ИИ пока что не хватает той важнейшей искры, которая побуждает талантливых людей творить [речь об осознании собственной смертности – прим. ред.]».
В любом случае, взаимодействие между ИИ, авторским правом и правами личности – это захватывающая история, частью которой мы все так или иначе являемся.