Корпоративная культура технологических компаний не только обеспечивала удовлетворённость сотрудников, но и помогала создавать лучшие продукты для клиентов, однако теперь биг-техи рискуют потерять то, что делало Кремниевую Долину такой привлекательной.
Редкое сочетание щедрой оплаты труда и разумного баланса между работой и личной жизнью делало технарей более счастливыми, чем работников других отраслей.
До пандемии более 80% сотрудников технологических компаний, согласно отзывам Glassdoor, регулярно говорили, что порекомендовали бы свою компанию друзьям.
Всё изменилось в 2023 году.
Большие деньги, большие заботы
Удовлетворённость работой среди технарей сравнялась с показателями финансовой и консалтинговой отраслей, которые часто конкурируют за один и тот же резерв высокообразованных кадров.
Растущее недовольство технологического класса ощущается, прежде всего, в социальной сети Linkedin.
Многие выпускники STEM-специальностей вынуждены корректировать свои ожидания в отношении зарплаты и условий труда.
«Я ищу работу уже больше года. 25 лет в ИТ. Разослал более 900 заявок. Может, мне просто сдаться и сменить профессию?» – выражает своё разочарование анонимный проект-менеджер.
Самый простой способ для технологических компаний объяснить внезапный спад удовлетворённости работников – свалить вину на ухудшение макроэкономического климата.
Действительно, низкие процентные ставки и стабильный спрос создали экосистему, которая побуждала компании делать смелые ставки на будущее, а стабильный приток денежных средств инвесторов, вызванный благоприятной экономической ситуацией, позволял им это делать, однако за последние два года ситуация изменилась.
Повышение ставок, увеличивая стоимость заёмных средств для финансирования рискованных идей, заставило многие предприятия пересмотреть свои бюджеты и сократить проекты, которые, по их мнению, вряд ли принесут прибыль в краткосрочной перспективе.
Для отрасли, где компании регулярно вкладывают миллиарды в новые технологии, которые могут не приносить реальной прибыли в течение десятилетий, это уже серьёзная проблема.
Тем не менее надвигающаяся рецессия не является основной причиной снижения уровня удовлетворённости работников в сфере IT.
Многие другие отрасли ощутили на себе давление роста процентных ставок, но ни в одной из них удовлетворённость сотрудников не упала так сильно.
Что не так с IT-сферой?
Причины, лежащие в основе, вырисовывались уже давно, и они бьют в самое сердце некогда восхваляемой отрасли.
Данные Glassdoor свидетельствуют о двух серьезных изменениях, которые происходят в течение последних нескольких лет, предшествующих пандемии COVID-19, но ускоренных ею.
Во-первых, соотношение рядовых сотрудников и менеджеров изменилось, теперь на каждого инженера приходится больше руководителей, чем раньше.
В 2019 году на одного менеджера приходилось в среднем 6,6 работника т.н. фронт-лайна, но после пандемии это соотношение снизилось.
Хотя эта тенденция характерна не только для технологической отрасли, она резко отличается от других благодари исторически сложившейся иерархии, которая и способствовала технологическому буму.
Возможно, по мере того как технологические компании превращаются в более сложные организации, возникает необходимость в большем количестве уровней управления, но вот результат: люди, создающие продукты, всё больше отдаляются от людей, принимающих решения.
Это – неожиданный сдвиг для сотрудников IT-сферы, привыкших к прямой связи с руководством.
Неудобная правда заключается также в том, что работа в известных технологических компаниях, таких как Google, стала во многом похожа на работу в других отраслях экономики: высокая зарплата обычно оправдывается напряжённым графиком и более продолжительным рабочим днём.
В такой эволюции нет ничего необычного – это проторенный путь прошлых поколений.
Все титаны – от Ford до Intel – когда-то тоже были новаторами, пока со временем не стали консерваторами.
Для того чтобы вывести биг-техи из застоя и вернуть отрасль на путь инноваций, руководителям придётся перенастроить свой организационный компас: сосредоточиться на долгосрочной перспективе и сместить приоритеты на основной технический персонал, чтобы сотрудники могли чувствовать себя стабильно.