В доковидные времена доля потребительских расходов на услуги: от проживания в гостинице до стрижки волос, неуклонно росла, но в 2020 году рухнула – по понятным причинам – и до сих пор остаётся низкой.
Как локдаун повлиял на потребительский спрос?
- Потребители из стран ОЭСР тратят на услуги примерно на $600 млрд в год меньше, чем можно было ожидать.
- В частности, люди стали меньше тратить на развлечения вне дома.
- Сэкономленные деньги перенаправляются на приобретение товаров, начиная от предметов длительного пользования, таких как бытовая и компьютерная техника, и заканчивая товарами для домашних животных.
У американской сети Home Depot, продающей товары для дома, выручка в реальном выражении выросла примерно на 15% по сравнению с 2019.
- При этом, в развивающихся странах, которые, в основном, провели меньше времени в изоляции, привычка к домоседству не укоренилась.
- Так, например, расходы на услуги в Южной Корее соответствуют тенденции, наблюдавшейся до начала пандемии.
- Тогда как в Чехии, к примеру, доля услуг примерно на 3% ниже прогнозируемой.
- На первый взгляд, эти цифры расходятся с реальностью. Отели и рестораны в Европе переполнены туристами, а цены высоки как никогда, однако истинная причина этого – не высокий спрос, а ограниченное предложение.
- Многие рестораны и гостиницы, которые должны были открыться в 2020 и 2021 годах, так и не увидели свет.
Аналитики Goldman Sachs отслеживают цены акций компаний, которые выигрывают от того, что люди остаются дома (например, e-commerce), и тех, которые процветают, когда люди выходят на улицу (например, рестораны, отели и авиакомпании), и сегодня рынок благосклонно смотрит на компании, обслуживающие домоседов.
Почему домоседство вдруг стало нормой?
- Первая возможная причина заключается в том, что некоторые люди по-прежнему боятся заразиться, будь то ковид или что-то другое.
- Во всём мире люди отказываются от переполненного общественного транспорта в пользу уединения в личном авто.
В США расходы на парикмахерские услуги и процедуры личной гигиены на 20% ниже доковидного уровня, в то время как расходы на косметику, парфюмерию и инструменты для маникюра выросли на четверть.
- Вторая причина связана с режимом работы.
По последним данным, во всём богатом мире люди теперь работают удалённо примерно один день в неделю.
- Это снижает спрос на услуги, приобретаемые в течении рабочего дня, включая обеды, и повышает спрос на товары для обустройства рабочего места на дому.
- Третья причина связана с тем, что локдаун, возможно, действительно изменил сознание людей.
Согласно статистике, американцы в прошлом году меньше тратили на клубы и другие социальные мероприятия и больше – на уединённые занятия, такие как садоводство и чтение.
- Похоже, главным долгосрочным последствием COVID-19 стало дистанцирование людей друг от друга.