- Умение общаться слишком часто отождествляют с одним конкретным навыком: убедительно говорить.
76% курсов для бизнесменов ставят целью обучение ораторскому мастерству, но только 11% – умению вести диалог.
- Начинающие предприниматели учатся, прежде всего, выступать с речью, а не слушать собеседника – в этом нет ничего удивительного, ведь такие кульминационные моменты карьеры, как собеседования и презентации, напрямую связаны с передачей информации, а не с личностным общением.
В то же время, различные исследования показывают: когда сотрудники компании чувствуют, что руководство слушает и слышит, их эффективность повышается.
- Недавний эксперимент группы учёных из Стэнфорда, в ходе которого группам людей предлагалось выявить смысл видеороликов, показал, что присутствие в группе человека с высоким статусом в большинстве случаев препятствовало достижению консенсуса: такие люди больше склонны говорить и охотнее отвергают предложения других.
- В тех же группах, которые достигали результата, напротив, чаще всего присутствовал другой персонаж – т.н. суперкоммуникатор, который задавал вопросы и активно поощрял взаимодействие внутри команды: такие люди склонны устанавливать социальные связи, а также имеют собственные методы ведения эффективных бесед.
«36 вопросов для Small talk», чтобы сблизиться с коллегами
- Набор всё более личных вопросов, способных превратить незнакомцев в друзей, был впервые представлен в 90-х американскими психологами Артуром и Элейн Арон.
Опросник предполагает поэтапность: не стоит внезапно начинать расспрашивать новых коллег о сокровенном. Для установления неформальных отношений в офисном пространстве можно и вовсе ограничится вопросами из первых двух серий.
- Часть I
- Когда вы в последний раз гуляли? Куда вы ходили и что видели?
- Какой лучший подарок вы когда-либо получали?
- Если бы вам пришлось переехать, куда бы вы отправились, и по чему бы вы больше всего скучали?
- Как вы отпраздновали прошлый Новый Год?
- Часто ли вы читаете книги и какие вы предпочитаете?
- Какое количество человек, на ваш взгляд, является оптимальным для вечеринки и почему?
- Если бы вы могли изобрести новый вкус мороженого, какой бы он был?
- В каком лучшем ресторане вы побывали за последнее время?
- У вас есть домашнее животное?
- Какое ваше любимое время года? Почему?
- Какая самая забавная ситуация, которая с вами случалась?
- Какие подарки вы получили на свой прошлый день рождения?
- Часть II
- Когда вы в последний раз ходили в зоопарк?
- Вам нравятся искусственные или натуральные новогодние ёлки?
- Назовите любое качество, в котором, как вам кажется, вы с собеседником похожи. Попросите его сделать то же самое.
- Вы жаворонок или сова?
- Откуда вы родом? Назовите места, где вам довелось пожить.
- Какой ваш любимый сериал? Почему?
- Где вы отдыхали этим летом?
- Что удобнее: цифровые часы и часы или те, которые со стрелками?
- Кто ваш любимый актёр?
- Какое впечатление произвёл на вас [название города], когда вы впервые сюда приехали?
- В какой зарубежной стране вы бы больше всего хотели побывать? Что привлекает вас в этом месте?
- Какой последний концерт вы посетили?
- Часть III
- Участвовали ли вы в школьных спектаклях? Какова была ваша роль?
- Есть ли что-то, о чём вы давно мечтаете? Что вас останавливает?
- У вас хорошие отношения с матерью?
- Что удобнее: часы на телефоне или наручные часы со стрелками?
- Какие качества вы цените в лучшем друге?
- Вы бы хотели прославиться на весь мир? В какой области?
- Бывали ли у вас неудачные стрижки?
- На какие темы, на ваш взгляд, не следует шутить?
- Как вы думаете, левши более творческие люди, чем правши?
- Расскажите о любой своей проблеме и попросите собеседника дать вам совет. Попросите его сделать тоже самое.
- Выписываете ли вы сейчас какие-нибудь газеты или журналы? На какие журналы вы подписывались в прошлом?
- Какое ваше самое приятное (неприятное) воспоминание?
«Петля понимания» для достижения консенсуса
- Подход Дюхигга, называемый «петля понимания», предполагает пересказ собеседнику вашего понимания услышанного до тех пор, пока он не подтвердит достоверность сказанного.
- Техника бывает полезна в процессе переговоров.
Этой техникой пользуются журналисты, часто переспрашивая: «Правильно ли я понял, что вы имели в виду…» или «Правильно ли я услышал, что вы сказали следующее…», чтобы уточнить у собеседника, не исказился ли смыл сказанных им слов в процессе передачи.
«Я-сообщение» для предотвращения конфликтов
- Если у вас на языке вертится много плохих слов, используйте инструмент Я-сообщение: концентрируйтесь на своих чувствах.
- Когда вы употребляете местоимение «я» вместо «ты», ваша речь априори не воспринимается, как обвинение или оскорбление. Напротив, у собеседника возникает эмпатия, желание ссориться пропадает.
В современных корпоративных реалиях, когда обсуждения ключевых вопросов зачастую происходят в узком кругу и за закрытыми дверями, интерес к опыту и идеям коллег может положительно повлиять на рабочий климат в компании: задавать вопросы, получать обратную связь, не перебивать, проявлять интерес к делам собеседника: этого, конечно, недостаточно, чтобы стать суперкоммуникатором, но может послужить хорошим стартом.